Избыточный бактериальный рост в тонкой кишке. Причины и механизмы развития СИБР
- Избыточный бактериальный рост в тонкой кишке. Причины и механизмы развития СИБР
- Синдром избыточного бактериального роста рекомендации. По материалам последнего клинического руководства Американской коллегии гастроэнтерологии 2020 г.
- Синдром избыточного бактериального роста лечение народными средствами. Дисфункция сфинктера Одди и синдром избыточного бактериального роста в кишечнике
- Чем опасен СИБР. Избыточный бактериальный рост в тонкой кишке, патофизиология и вопросы терапии
- Газообразующие бактерии в кишечнике. Общая характеристика
- Лечение СИБР без антибиотиков. Инновационные подходы к лечению синдрома избыточного бактериального роста у детей
Избыточный бактериальный рост в тонкой кишке. Причины и механизмы развития СИБР
В норме различные отделы пищеварительной трубки имеют разный видовой и количественный состав заселяющих их микроорганизмов. Так, например, в желудке и верхних отделах тонкой кишки микробный состав довольно беден, ограничиваясь небольшим (103-104колониеобразующих единиц (КОЕ) в миллилитре аспирата) количеством бактерий, среди которых преобладают лактобактерии, энтерококки и некоторые другие аэробные бактерии.
В конечных отделах тонкой кишки, прежде всего в терминальном отделе подвздошной кишки, растет число и разнообразие микроорганизмов. В этой переходной зоне между тонкой и толстой кишкой количество микроорганизмов увеличивается до 107-109КОЕ/мл. Основные бактерии, выявляемые в этом регионе, представлены лакто- и бифидобактериями, стрептококками, бактероидами и т.д.
Наконец, толстая кишка – место «проживания» анаэробных бактерий, которым для жизнедеятельности не требуется кислород (бактероиды, бифидобактерии, энтерококки и клостридии, лактобациллы, кишечные палочки, стрептококки, стафилококки и т.д.). Количество микроорганизмов в этом отделе кишечника максимально и может достигать 1012КОЕ/мл.
Количественный и качественный микробный состав в разных отделах ЖКТ поддерживается несколькими механизмами. Это и кислая среда желудка, и бактерицидное действие желчи в тонкой кишке, а также сохранная моторика желудка и кишечника. Очень важной является нормальная двигательная и замыкательная функция сфинктеров ЖКТ, таких как пилорический сфинктер (клапан между желудком и 12-перстной кишкой) и илеоцекальный клапан (между подвздошной и толстой кишкой).
Нарушение этой регуляции приводит к тому, что увеличивается количество микроорганизмов в тонкой кишке, и это приводит к различным расстройствам пищеварения. Данное состояние и называется СИБР или синдром избыточного бактериального роста в тонкой кишке .
Основные причины развития СИБР:
- Состояния, приводящие к снижение продукции соляной кислоты в желудке – гипо- и ахлоргидрия на фоне атрофического или аутоиммунного гастритов, вследствие применения препаратов из группы H2-гистаминоблокаторов и ингибиторов протонной помпы;
- Нарушение моторики желудка и/или тонкой кишки – нередко наблюдается при сахарном диабете, циррозе печени, хронической почечной недостаточности, склеродермии, полимиозите, целиакии, болезни Крона и т.д.;
- Анатомические нарушения – последствия оперативных вмешательств (резекция желудка, илеоцекального клапана и др.), дивертикулы тонкой кишки, стриктуры тонкой кишки любого происхождения и т.д.;
- Применение антибиотиков, нестероидных противовоспалительных препаратов, цитостатиков, стероидных гормонов, трициклических антидепрессантов, опиатов и т.д.;
- Иммунные нарушения, включая дефицит секреторного иммуноглобулина А;
- Хронический панкреатит с внешнесекреторной недостаточностью поджелудочной железы;
- Хроническое злоупотребление алкоголем;
- Пожилой и старческий возраст – увеличивают риск возникновения СИБР.
Синдром избыточного бактериального роста рекомендации. По материалам последнего клинического руководства Американской коллегии гастроэнтерологии 2020 г.
Cиндром избыточного бактериального роста (СИБР) как определенный медицинский феномен известен уже на протяжении многих десятилетий. Хотя его дефиниция до сих пор вызывает дискуссии, принципиальное положение заключается в том, что в норме в тонкой кишке микробная колонизация должна быть значительно меньше, чем в толстой кишке. При СИБР нормальный баланс кишечной микробиоты (КМ) значительно нарушается, количество бактерий в тонкой кишке увеличивается (более 103колониеобразующих единиц (КОЕ) в 1 мл), что является причиной появления гастроэнтерологической симптоматики. СИБР в типичных случаях формируется за счет увеличения преимущественно грамнегативных аэробных и анаэробных бактерий, ферментирующих поступающие с пищей углеводы, продуцирующих кишечные газы и вызывающих вздутие живота .
После установления важнейшей роли КМ в здоровье человека в конце 1990-х гг. количество исследований клинической роли СИБР значительно увеличилось . Появилось большое число научных статей о связи СИБР с синдромом раздраженной кишки (СРК) , воспалительными заболеваниями кишечника , склеродермией и рассеянным склерозом , нарушениями моторики , циррозом , неалкогольной жировой болезнью печени , постгастрэктомическим синдромом и многими другими заболеваниями и состояниями.
В настоящее время назрела необходимость в установлении силы и качества доказательных исследований в области СИБР, пересмотре критериев его диагностики и установлении оптимальных методов лечения . Именно этому посвящены новые клинические рекомендации Американской коллегии гастроэнтерологии (АКГ), опубликованные в этом году . В процессе разработки данного руководства АКГ применялись подход GRADE и принципы лучшей клинической практики . Ниже приведены основные рекомендации и ключевые положения нового клинического руководства АКГ в отношении ведения больных с СИБР (табл. 1, 2).
Синдром избыточного бактериального роста лечение народными средствами. Дисфункция сфинктера Одди и синдром избыточного бактериального роста в кишечнике
Е.А. Лялюкова, кандидат медицинских наук, доцент
М.А. Ливзан, доктор медицинских наук, профессор
ГБОУ ВПО ОмГМА МЗ РФ, Омск
Ключевые слова : дисфункция сфинктера Одди, синдром абдоминальной боли, заболевания билиарного тракта, желчный пузырь, холецистэктомия, диагностические критерии, метаболизм желчных кислот, кишечная микрофлора, диетотерапия, урсодезоксихолиевая кислота, микробная контаминация.
У значительной части больных после холецистэктомии развивается дисфункция сфинктера Одди (ДСО) . Согласно Римскому консенсусу III (2006 г.) под дисфункцией сфинктера Одди понимают нарушение его сократительной функции, препятствующее нормальному оттоку желчи и панкреатического секрета в двенадцатиперстную кишку .
Синдром абдоминальной боли
Считают, что в первый месяц после холецистэктомии более чем у 80% больных преобладает гипертонус сфинктера Одди, что связано с выключением регулирующей роли сфинктера Люткенса . Болевой синдром при наличии дисфункции сфинктеров в большинстве случаев обусловлен спазмом сфинктера Одди.
Диагностические критерии дисфункции сфинктера Одди :
- эпизоды выраженной боли, локализованной в эпигастрии или правом подреберье, в сочетании со всеми следующими признаками;
- продолжительность 30 мин. и более;
- частота развития симптомов: 1 раз и более за последние 12 мес;
- интенсивность боли значительная: нарушает ежедневную активность и требует обращения за медицинской помощью;
- отсутствуют структурные изменения, которые объясняли боль.
Следует помнить, что клинические симптомы (в первую очередь абдоминальные боли) после удаления желчного пузыря наблюдаются в 70-80% случаев и могут быть обусловлены целой группой причин, среди которых наиболее значимыми являются: диагностические ошибки, допущенные на дооперационном этапе во время обследования больного и/или во время операции; обострение или прогрессирование существовавших до операции заболеваний гепатопанкреатобилиарной зоны, технические погрешности и тактические ошибки, допущенные при проведении операции . Клинические симптомы могут быть обусловлены недиагностированными и некоррелированными заболеваниями, существовавшими еще в предоперационный период (хронические заболевания печени, стриктуры, стенозы желчных путей как врожденного, так и приобретенного характера, камни желчных протоков, холангит, панкреатиты, доброкачественные и злокачественные опухоли поджелудочной железы, особенно с локализацией процесса в области головки, заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки, включая эрозивно-язвенные изменения, а также пара- и перипапиллярные дивертикулы двенадцатиперстной кишки). Ошибки, допущенные во время холецистэктомии: невыявленные камни в общем желчном протоке, повреждение протоков, оставление длинной культи пузырного протока и др. .
Чем опасен СИБР. Избыточный бактериальный рост в тонкой кишке, патофизиология и вопросы терапии
E. P. Yakovenko, et al.
Small intestine bacterial overgrowth, pathophysiology and treatment issues
Рассмотрены клинические проявления синдрома избыточного бактериального роста (СИБР) в тонкой кишке и терапия СИБР, направленная на коррекцию факторов риска развития заболевания и проведение адекватной антибиотикотерапии.
Желудочно-кишечный тракт (ЖКТ) является местом обитания огромного количества бактерий, общая масса которых превышает 1 кг. Это сообщество можно рассматривать как самостоятельный орган — микробиом, выполняющий множество жизненно важных функций для человека . Состав микрофлоры каждого биотопа пищеварительного тракта является постоянным, что связано со способностью микроорганизмов фиксироваться к строго определенным рецепторам эпителиальных клеток слизистой оболочки (СО). В СО тонкой кишки имеются рецепторы для адгезии только аэробных бактерий, в то время как в толстой кишке преобладают рецепторы для фиксации анаэробных штаммов . Количественные и качественные колебания состава микробиоты определяются возрастом человека, характером его питания, образом жизни, эпидемиологическими особенностями региона проживания, временем года и даже временем суток .
В двенадцатиперстной, тощей и начальных отделах подвздошной кишки общее число бактерий составляет 102–104колониеобразующих единиц на 1 г содержимого (КОЕ/г), которые локализуются преимущественно пристеночно. Важно отметить, что в данном биотопе практически отсутствуют облигатно анаэробные бактерии, а также представители семейства энтеробактерий и, в первую очередь, кишечная палочка. В дистальных отделах тонкой кишки концентрация микроорганизмов возрастает и составляет 105–109КОЕ/г, появляются анаэробные бактерии (бактероиды, бифидобактерии и др.). Толстая кишка является основным местом обитания нормальных кишечных бактерий, содержание которых составляет 1011–1012КОЕ/г, что приблизительно равно 1/3 сухой массы фекалий. В данном биотопе обнаруживаются бактероиды, бифидобактерии, энтерококки и клостридии, лактобациллы, кишечные палочки, стрептококки, стафилококки, кандиды и ряд других бактерий. В последнее время с использованием молекулярно-генетических методов было показано, что микробиота кишечника включает около 400 различающихся между собой типов бактерий, большинство из которых относятся к родам Firmicutes и Bacteroides , объединенных в три различных энтеротипа, и требуются дальнейшие исследования для уточнения их структуры и функции .
Газообразующие бактерии в кишечнике. Общая характеристика
Обычно метеоризм (вздутие живота, тимпания, пучение) воспринимается как дискомфортное ощущение тяжести, распирания, сопровождаемое урчанием, отрыжкой воздухом , иногда — диареей или запором. Возможна абдоминальная боль с кишечным спазмом (коликами) и задержкой газов в кишечнике, которая чаще наблюдается во второй половине суток в период наиболее активного пищеварения. Состояние облегчается после дефекации. Реже отмечается постоянное безболезненное выделение газов с различным запахом, происходящее незаметно или с характерным звуком (флатуленцией).
При скоплении газов в определенном участке кишки (локальный метеоризм) болевой синдром имеет характерные особенности. Задержка газов на уровне селезеночного изгиба кишечника сопровождается общим вздутием живота, давлением и болью в левом подреберье с иррадиацией в область сердца. Тимпания, вызванная скоплением газов в подпеченочной области, проявляется чувством переполненности и болезненностью в правом подреберье, отдающей в надчревье, правые лопатку, плечо, половину шеи. Реже возникает синдром слепой кишки с болями в правой подвздошной области.
Для тонкокишечного метеоризма типично общее вздутие живота, для толстокишечного — ощущение переполненности в боковых фланцах. Кроме пучения у больных возможна диспепсия в виде тошноты, рвоты, неприятного привкуса во рту. Иногда развивается дигестивная астения с ощущением жжения в прекардиальной области, одышкой, жалобами на частые сердцебиения, перебои в работе сердца, бессонницу, общую слабость, угнетенное настроение. Длительно существующий метеоризм нарушает привычную жизнь пациента, ухудшает качество коммуникаций и ограничивает поведенческую активность.
Лечение СИБР без антибиотиков. Инновационные подходы к лечению синдрома избыточного бактериального роста у детей
Микрофлора желудочно-кишечного тракта человека насчитывает по меньшей мере 17 семейств бактерий, 50 родов,
Е.В. Усачева
400-500 видов и неопределенное число подвидов (Е.Д. Дука, 2012). Микробный пейзаж проксимальных и дистальных отделов тонкой кишки значительно различается. Так, если в верхних отделах тонкой кишки количество микроорганизмов составляет примерно 102колониеобразующие единицы/мл (КОЕ/мл), то в отделах толстого кишечника их уже насчитывается 109 КОЕ/мл (Е.Ю. Плотникова, 2012). Также отличается и качественный состав микрофлоры: в проксимальных отделах тонкой кишки ее основу составляют грамположительные аэробные виды бактерий, в то время как грамотрицательные анаэробные бактерии чаще локализуются в дистальных отделах. Нормальный состав микрофлоры кишечника поддерживается благодаря многим факторам, в том числе определенному уровню рН в желудке, активности секреторной функции поджелудочной железы, моторике тонкой и толстой кишки и структурной целостности ЖКТ. При нарушении одного из этих условий может развиваться так называемый синдром избыточного бактериального роста. О данной патологии, а также о современных методах коррекции нарушений состава микрофлоры кишечника нашему корреспонденту рассказала заведующая кафедрой детских инфекционных болезней Запорожского государственного медицинского университета, профессор, доктор медицинских наук Елена Витальевна Усачева.